16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
15:53 Понедельник 14 октября 2024

«Здесь ответственность чувствуется за каждого жителя области»

7:23 – 10 марта 2021

Известно, что одной из причин оттока населения из Мурманской области является нехватка качественного современного жилья. Регион занимает последние места в рейтингах по строительству и вводу жилья, а по некоторым уже реализуемым проектам часто срываются сроки. «Би-порт» пообщался с вице-губернатором – министром строительства Мурманской области Владиславом Сандурским и узнал о выполнении планов, ходе строительства социальных и спортивных объектов, проблемах с подрядчиками и особенностях строительства в суровых условиях Заполярья.

- Владислав Владимирович, известно, что вы работали в Сочи, Крыму и Калининграде. Насколько сильно отличается строительство там от строительства в Заполярье?

- Каждый объект уникален по-своему: в Сочи были спортивные объекты, в Крыму – социальные, в Калининграде – культурные. Как мне говорил главный инженер в Калининграде, там было развитие «больших материй». Всё-таки там достаточно развитый субъект, много в него вложили за последние 20 лет.

В Мурманской области есть и то, и другое. Здесь, конечно, больше ответственности, строительство ждёт каждый житель посёлка, ЗАТО, населённого пункта. В рамках текущей деятельности строим и ремонтируем дома, многие из которых находятся в плохом состоянии. Также мы строим детские сады и школы, что является жизненно важной необходимостью для северян, особенно в ЗАТО. Недавно были в Алакуртти, где строится новый детский сад. Там он, действительно, очень нужен – очередь в детсады около 300 человек. Здесь ответственность чувствуется больше.

- Каким технологиям строительства вы отдаёте предпочтение?

- Я отдаю предпочтение монолитным домам, потому что это более надёжная конструкция, которая даёт больший размах в плане перепланировок. Можно отдать на откуп жителям, чтобы каждый сделал так, как ему комфортнее. Но Мурманской области монолит вызывает определённые сомнения с точки зрения сроков строительства. В минусовые температуры с монолитом много мороки. Учитывая расселение аварийных домов, мы смотрим на экономику и сроки строительства, так как «уходить в зиму» – это дополнительные расходы и сложности, связанные с обогревом. В части строительства, конечно, лучше блочное, из сборного железобетона, либо крупнопанельное домостроение.

- Что необходимо улучшить при строительстве в Мурманской области?

- Здесь нужно создавать конкуренцию. К сожалению, на местном рынке многие подрядчики «пересытились». Предложение отсутствует, спрос растёт, а деньги из федерального и областного бюджетов выделяются. У нас есть три проектировщика, которые участвуют по линии разработке проектов многоквартирных жилых домов. Из них двое – с отставаниями от 2 до 3 месяцев. Если мы расторгнем с ними договоры, то у нас не будет альтернативы.

Мы объявляем конкурсы, дополнительно привлекаем организации-проектировщиков и тех, кто не включен в реестр. Также заходят организации из других субъектов страны – с центральной части России, с Архангельской области появляются исполнители. Создание конкуренции среди подрядчиков конечно бы очень помогло строительству в Мурманской области. Как говорится, складывать все яйца в одну корзину – это всегда плохо. Появляются высокие риски не сдать объект в срок, а из-за отсутствия альтернативы опять приходят те же исполнители.

- Губернатор Мурманской области заявлял, что одной из причин оттока населения является нехватка качественного современного жилья. Насколько был выполнен план по вводу в 2020 году и наращиваются ли темпы строительства в 2021 году?

- План на 2020 год конечно был выполнен, но этим гордиться нельзя. С учётом введённого в декабре индивидуального жилищного строительства, мы ввели в эксплуатацию порядка 32 тысяч квадратных метров. Это конечно очень маленький показатель, один из самых низких по стране. При этом план мы выполнили. Он равнялся 17 тысячам квадратных метров.

Сейчас мы ставим акцент на увеличение темпов строительства – это и Больничный городок, и строительство жилья для военнослужащих. Пытаемся увеличить темпы по строительству ИЖС и сделать коммерческие проекты. Этим занимается Центр жилищного строительства. Темпы нужно увеличивать, потому что на сегодняшний день строительство одного-двух домов это мало.

- Сколько было отремонтировано многоквартирных домов в прошлом году из числа запланированных и сколько отремонтируют в этом году?

- В том году был выполнен ремонт 253 жилых домов при плане 255. Если говорить по видам работ, то цифры ещё больше. В этом году ремонт будет выполняться более чем в 200 жилых домах. Это связано с тем, что неповышение взноса, которое шло с 2016 года, постепенно уменьшало количество жилых домов и сокращало краткосрочный план в связи с дефицитом средств. С учётом того, что мы убедили членов правительства и доносили информацию до общественности, в этом году за счёт повышения можем включить порядка 20 домов. Мы пересчитали предельные стоимости и пересчитали собираемость. Это уже сейчас позволяет добавлять дополнительные объёмы. Точная цифра будет понятна в течение месяца. Сейчас появились дополнительные деньги за счёт этих операций и плюс субсидии в размере, превышающем 250 млн рублей. Думаю, мы должны как минимум сохранить параметр того года. В следующем году будем смотреть в плане выполнения тех первоочередных задач. Поэтому пока говорим – 200-220 домов в 2021 году.

- Одним из районов, к которому приковано пристальное внимание, это Печенгский округ. После закрытия плавильного цеха в Никеле было заявлено о комплексном развитии территории и сносе аварийных пустующих домов. Что и когда планируется строить в Печенгском округе?

- По нашему направлению в Печенгском районе мы делаем большой акцент на реновацию. В капремонте жилых домов нам помогают средства, выделенные Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, на завершающем этапе получения экспертизы находится Дворец Культуры «Восход» в Никеле и в этом году завершается капитальный ремонт школ. Пока заявленные планы по реновации Никеля немного сверхамбициозные, потому что те планируемые мероприятия потянут большой объём инвестиций. Если там реально будут созданы рабочие места и Кольская ГМК окажет поддержку в части разработки проектов, то планы будем пересматривать. На мой взгляд, наиболее рационально будет неполностью заселённые дома уплотнить, привести в порядок, выполнить хороший ремонт, а все остальные незаселённые и заброшенные дома – отключить от всех сетей и отремонтировать. Думаю, нужно действовать по такому принципу, потому что реконструкция существующих домов с изменением этажности нецелесообразна.

- Как продвигаются работы в других городах области? В прошлом году началось строительство пяти детских садов по национальным проектам. На каком этапе строительства находятся эти объекты?

- По двум объектам рисков особых нет. Детский сад в Мурмашах находится в высокой степени готовности несмотря на то, что строительство началось практически одновременно со всеми. Работы по кровле находятся в активной фазе, окна тоже. Уже приступили к внутренней отделке. В Североморске детский сад на 220 мест. Работы проводятся уже на уровне второго этажа, т.е. остался один этаж. Он строится с того года, два сезона. На уровне руководства подрядной организации и прораба есть понимание. Регулярно там бываю и не вижу особых проблем.

Два детсада в Мурманске в том году были отстающими несмотря на то, что изначально начали неплохо, и подрядчики брали обязательства, что всё закончат. Но к концу года обнаружились проблемы – у одного со сложной геологией, а у второго с заменой материалов. Сейчас держим работы на особом контроле, детально разбираем все вопросы. Задача – сдать до конца года. Там работают сильные местные организации.

Пятый объект находится в Алакуртти. Он самый отстающий. По нему даже нет фундамента. Это произошло из-за того, что он поздно вышел на конкурс. Кроме того, нужно было демонтировать старую школу. Это продлилось около двух месяцев. Потом ещё наткнулись на скалу. Сейчас уже начали работы по устройству первых участков фундамента. Подрядчик взял на себя повышенные обязательства до конца апреля выйти с «нулевого цикла», начать строить стены и возвести объект до конца года. В принципе, объём там небольшой – порядка 1200 квадратных метров. Я считаю, что эти работы можно сделать. Работы держим на особом контроле.

- В Североморске также строится и школа на 1200 мест. Расскажите, почему этот объект находится на особом контроле у вас и у губернатора?

- Это срывной объект. Там работает подрядная организация, которая давно на рынке, но из-за большого объёма объектов она просела по финансированию и рабочим. Плюс у них идут корректировки по объективным и субъективным причинам. На сегодняшний день подрядчики взяли дополнительные обязательства завершить до конца мая все основные работы. Пока людей на объекте не хватает. Количество рабочих необходимо увеличить как минимум в два раза. С учётом специфики Североморска, они пытаются делать «продлёнку» и работают с имеющимися трудовыми ресурсами, привлекают рабочих из субподрядных организаций. Объект в зоне риска, но делаем всё возможное, чтобы к 1 сентября 2021 года его запустить.

- Как обстоят дела со строительством спортивных объектов? Во время приезда министра спорта РФ Олега Матыцина заявлялось, что в Мурманской области появятся два современных ФОКа? Готовы ли проекты и когда планируется начать строительство?

- Первый физкультурно-оздоровительный комплекс появится в Кандалакше. Он будет с направлен на проведение единоборств. Второй ФОК будет с бассейном и спортзалом. Его построят в Заозёрске. По ним есть экспертиза. На сегодняшний день оба объекта находятся в конкурсных процедурах по выбору исполнителя работ. Планируем до 1 апреля заключить договор. Следовательно, два ФОКа должны появиться в Мурманской области к концу 2022 года.

- В Мурманской области есть и множество объектов, по которым срываются сроки строительства – драмтеатр, детский сад на улице Достоевского, бассейн в Коле и прочее. С чем это связано и что предпринимается для решения проблем с задержками?

- Здесь необходима слаженная работа заказчика и подрядчика. В первую очередь, главенствующую роль играет исполнитель. Важно наличие оборотных средств, наличие людей и техники, источников привлечения рабочих, наработанные связи, а также финансовое плечо, которое позволяет организации проводить работы. Большая часть контрактов у нас без авансов. Это сделано для того, чтобы исключить организации, которые приходят только за авансами. С точки зрения контроля заказчик должен выполнять важную функцию мониторинга. Начальник участка или ответственный за объект заказчика должны быть на объекте каждый день. Но не все заказчики компетентны. Иногда бывает, что заказчик – директор спортивного учреждения или директор школы. Это не их профильное образование, они могут узнать, что есть проблема через неделю или позже. Важна компетентность, своевременный контроль и информирование. Плюс взаимодействие межведомственного характера – наличие точек подключения, своевременная поставка материалов на объект. Например, проблема с детским садом на улице Достоевского возникла из-за того, что выбранный завод отказался предоставлять материалы по установленной в смете цене. Изменение конъектуры рынка ценовых категорий не позволило обеспечить поставку материалов по проекту. Пришлось корректировать проект, останавливать работы.

Важно также и качество проектов. В Коле одной из причин срыва строительства бассейна стал не совсем качественный проект. По нему внесено множество изменений, проектировщик отказался от проекта. Хоть многие и жалуются, когда экспертиза более пристально начинает смотреть проектные решения, соблюдение всех норм и правил, на мой взгляд, лучше здесь немного притормозиться, чем потом править некачественный проект, опять проходить повторную экспертизу.

Кроме того, прошлый год был связан с пандемией. Многим подрядчикам приходится привлекать людей со стран ближнего зарубежья, а сейчас это невозможно. Границы до сих пор закрыты, а рабочей силы здесь не хватает. Можно конечно завезти специалистов, но только по согласованию с правительством РФ, с соблюдением определённого порядка, что зачастую не позволяет выполнить работы в установленные сроки.

- Одной из визитных карточек Мурманска является Дом культуры моряков. О его реконструкции стало известно летом прошлого года и местные жителя положительно восприняли эту новость. Могут ли возникнуть сложности с ремонтом?

- Там был определённый саботаж со стороны одних «товарищей», которые считали, что делать ремонт не надо. На самом деле по ДК Моряков у нас есть проект по капитальному ремонту фасада, он находится на экспертизе. Мы понимаем, что это затрагивает только внешнюю сторону. При этом требуется и внутренняя реконструкция или капитальный ремонт всех внутренних помещений, находящихся в обветшалом состоянии. По предварительным прикидкам, реконструкция всего Дворца составит порядка 300-400 млн рублей. Таких денег в бюджете нет.

Мы должны сделать ДК в Никеле, так как жители жалуются, ведь там вообще нет другого культурного объекта. Это порядка 500 млн рублей для областного бюджета, но здесь есть небольшая поддержка со стороны Федерации – 75 млн рублей. Большие деньги вкладываются в Драматический театр. Необходимо ремонтировать ДК Кирова, это порядка 350 млн рублей.

Поэтому договорились пока вести работы в Доме культуры моряков поэтапно. Сначала нужно сделать фасад, чтобы он не разрушался. Это всё-таки действительно одна из визитных карточек города, историческое здание. Работы по экспертизе должны завершить до конца марта, а в апреле выйдем на конкурс.

- В связи с этим возникает вопрос: возможно ли привлечение в регион дополнительных финансовых средств? Поможет ли этому недавно заключенное соглашение с ДОМ.РФ?

- У нас в общей сложности в 2021 году на цели строительства и капитального ремонта предусмотрено 6,3 млрд рублей. Из них почти миллиард рублей – это реновация ЗАТО. На другие госпрограммы остаётся 5,3 млрд рублей.

ДОМ.РФ готов вкладывать деньги, но они просто так их не дают. Средства выделяются на основе либо коммерческих кредитов, либо с условием возврата средств или объектов. На сегодняшний день мы с ними активно взаимодействуем по строительству арендного дома. В этом году должны проработать схему и подписать соглашение. Такого соглашения ещё не было в их практики, так как они в основном строили арендные дома на коммерческой основе. То есть они давали деньги, а коммерческая организация строил дом за эти средства, а потом выкупал его спустя 5-10 лет. Здесь мы договорились, что дом выкупать не будем. Они сами строят, а мы обеспечиваем его сдачу под свои нужды, нужды медиков, врачей, специалистов из других городов. Каждому министерству даются квоты, под которые выделяются деньги и компенсируются траты на жильё из областного бюджета, а разницу можно доплачивать. Либо это может быть коммерческая аренда, чтобы любой желающий мог прийти в этот дом и снять квартиру по фиксированной ставке. Кроме того, мы отрабатываем с ДОМ.РФ вопросы выделения средств на инфраструктурные облигации на строительство инфраструктуры. В частности, мы хотим получить деньги на развитие электроснабжения – это строительство повышающей подстанции на Больничный городок. Там сейчас дефицит мощностей, так как все резервы исчерпали на строительство онкологического диспансера, который должен начать строиться в этом году.

Стоит также отметить, что в рамках корректировки бюджета ещё почти миллиард рублей должны предусмотреть на стройку. Это порядка 20 объектов, которые дополнительно можно будет реализовать в 2021 году.

Лента новостей