16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
13:02 Суббота 20 апреля 2024

«В музыкальной школе №1 очень сильный преподавательский состав»

12:13 – 12 ноября 2021

Музыкальной школе №1 имени А. Н. Волковой 25 ноября исполнится 76 лет. В преддверии дня рождения в эфире "Большого радио" заместитель директора Любовь Ильгова рассказала о том, как живет старейшая мурманская школа и что должно произойти, чтобы ребенок вырос музыкантом.

- Сколько лет музыкальной школе? С чего началась её история?
- В 2020 году школе исполнилось 75 лет. Её создали в ноябре 1945 года. Это была самая первая школа в Мурманске. Учреждение открылось в незначительном количестве педагогов и учащихся. Время было тяжелое, да и школа была маленькая. Сначала она размещалась в ДК имени Кирова, потом на Рыбном проезде. Потом, когда открылось музыкальное училище, делили с ним этажи. Это было хорошо и приятно - педагоги тесно общались между собой. Ученик еще только заканчивал школу, а в училище уже приглядывали для себя студентов.

75 лет - это такой срок, очень большой. И, к сожалению, в прошлом году мы не смогли отпраздновать юбилей в полной мере - из-за пандемии коронавируса. Но мы создали исторический видеофильм с фотографиями, памятными видеороликами. Мы очень хорошо отмечали 70-летие. Тогда мы пригласили больших музыкантов, у нас в гостях была солистка Большого театра Яна Иванилова.

- Учащийся музыкальной школы чем-то отличается от других детей?
- Дети, закончившие музыкальную школу, совсем другие. Они более организованные. Все-таки объем материала, который проходят в школе, достаточный. Дети учатся играть на инструментах, занимаются сольфеджио, музыкальной литературой, слушанием музыки. И в основной, и в музыкальной школе задают домашние задания - это тоже важно. Помимо того, что ребенок отзанимался свой урок с педагогом, он еще и дома должен продолжить тренинг.
Если сравнивать количество учащихся 30 лет назад и сейчас, то раньше детей было больше. Возможно, из-за того, что было меньше возможностей для развлечения. Музыкальное образование требует безусловной постоянной работы. И это не все выдерживают. Надо ведь все время заниматься, а в юном возрасте не всегда этого хочется. Иногда хочется убежать, поиграть, посидеть в телефоне. Но дети податливые - если их хорошо убедить и если родители со своей стороны будут активно поддерживать, то можно добиться хороших результатов.

- Вы сказали, что 30 лет назад детей было больше и связываете это с стремительным развитием цифровизации и интернет-пространства. Но тем не менее дети приходят, набор есть и, я так понимаю, какой-то недостачи в учениках нет. Есть и текучка, но тем не менее вы живете. Комплектация и учеников, и преподавательского состава у вас в порядке.
- Все хорошо. Жаловаться особо не на что. Самое главное, что у всех есть работа и в очень приличном количестве. У нас нет такого, чтобы преподаватель еле-еле на ставочку работал. У нас загруженность очень хорошая.

У нас были раньше конкурсы на поступление, то теперь практически их нет. Если отлистать лет 20-30 назад, то мы вспомним, что прежде, чем поступить, ребенок проходил прослушивания на конкурсной основе - слух, ритм, память. Мы очень много детей прослушивали. И в первую очередь, конечно, отбирали тех, у кого высший балл по пятибалльной системе. Ну а сейчас берем практически всех.

- На какой срок у вас рассчитаны образовательные программы? Обучение длится пять или семь лет?

- У нас были две старые программы - пятилетняя и семилетняя. В этом году последний выпуск пятилетней программы. У нас такой больше не будет. На смену выйдут новые программы - общеразвивающая четырехлетняя и предпрофессиональная восьмилетняя. Первая ни к чему не обязывает. У ребенка не будет ни зачетов, ни экзаменов. Он просто приходит и учится. Честно говоря, я её не очень люблю - она напоминает мне музыкальный кружок. Все равно ребенок должен чувствовать какую-то ответственность - что он не просто ходит, а должен показать, чему научился, выступить, сыграть. Никогда не хотелось делать из музыкальной школы кружок. Все-таки они всегда были на разных уровнях. Школа всегда отличалась профессиональностью. Хотя бы по количеству предметов, по качеству преподавания. В нашей школе очень сильный преподавательский состав. У нас работает 44 педагога. И у нас нет преподавателей без среднего специального образования. При этом около 10-12 человек имеют высшее музыкальное образование.

- Как разглядеть в ребенке талант? Как удержать его? Расскажите, как вы выстраиваете взаимодействие педагога и родителя?

- На мой взгляд, музыкальные данные есть практически у каждого ребенка. Редкий случай, когда человек вообще не слышит, когда слуха нет, ритма нет. Очень важно, чтобы и родитель, и педагог выявили способности и возможности у ребенка на ранних стадиях. Потому что иногда малыша приводят в музыкальную школу, а у него больше превалирует художественные способности. Тут очень важно поймать и увидеть это, чтобы направить туда, куда надо.
При этом я уверена, что музыка всегда разовьет человека: и эмоции, и взгляды на природу, на жизнь, окружение. И педагог поможет. Еще хорошо помогает контакт с родителями. Есть те, кто хорошо относится к увлечению ребенка и всячески помогают. А другие иногда говорят: "Я не училась в музыкальной школе и ничего не понимаю". Тут и не надо понимать! Важно просто проявлять интерес, ходить на концерты вместе с детьми. Но иногда, конечно, получается наоборот: ребенок бегает, ничего не понимает, родители не поддерживают, все заняты. Конечно, все зависит от совокупности моментов, когда все работают в одном направлении.

- Когда мы говорили о преподавательском составе, вы сказали - среднее специальное, высшее. А молодые специалисты есть? Вообще кадровая история у нас во многих сферах стоит достаточно остро. Молодые специалисты идут в эту профессию? Насколько хотят что-то передать, чему-то научить?

- Сейчас молодые специалисты меньше идут в профессию, чем раньше. Наверное, материальная сторона тоже играет свою роль. У музыкального педагога ставка зависит от категории. У нас есть аттестационная система, в ней можно получить первую категорию. Но как правило, педагоги приходят без категории. И пока её заработаешь может пройти от трех до пяти лет. Хотя бывает иногда, что человек поработал год, получил необыкновенные успехи повез ребенка на конкурс, где тот получил звание лауреата. И тут уже можно подать на повышение категории, получить стимулирующие доплаты. Но я бы не сказала, что у нас большой приток молодых специалистов. У нас по городу есть даже нехватка специалистов. Например, год назад мы в срочном порядке искали концертмейстера. Как правило, их часто не хватает. Впрочем, как и педагогов. Наш самый молодой педагог преподает балалайку, второй год работает. А так у нас, можно сказать, возрастной коллектив.

- Сохранилась ли взаимосвязь с музыкальным училищем, филармонией, какими-то другими творческими коллективами? Ходите друг к другу в гости?

- У нас была вообще несколько другая связь. У нас были знаменитые в свое время конкурсы "Музыкальные надежды" и "Красный сарафан". Был великолепный фестиваль "Музыкальное приношение". Если у нас играл Мацуев на фестивале, если у нас играл Луганский. (Денис Мацуев и Николай Луганский - российские пианисты - прим. ред). Это такие люди, которых не всякая филармония может себе позволить. К нам приезжали много хороших музыкантов высокого класса. Еще у нас была традиция проведения мастер-классов. Мы очень тесно дружим с Петрозаводской консерваторией. Сейчас взаимосвязь труднее стала, не по нашей вине. Но скоро у нас будет трехдневный мастер-класс по фортепиано. 24 ноября к нам приедет преподаватель Петрозаводской консерватории Людмила Фридбург. Она у нас уже не первый раз и великолепно справляется с разными возрастами учеников. В это непростое время мы все же стараемся сохранить традиции.

Лента новостей