16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
14:17 Понедельник 14 октября 2024

«Мы учим видеть, слышать, думать. Мы учим жить, а не выживать»

9:00 – 31 марта 2022

В этом году Детской театральной школе города Мурманска исполнилось 25 лет. Еще с момента своего создания это уже было уникальное учебное заведение дополнительного образования. Ведь в то время школы, в которой эстетическим воспитанием детей занимались бы театральные педагоги, в областном центре не было. О необыкновенном коллективе, о педагогических ценностях и планах «Би-порту» рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной и творческой работе Детской театральной школы Мурманска, заслуженный работник культуры Российской Федерации Елена Крынжина.

- Елена Ивановна, что вы вкладываете в слова «мы учим жить, а не выживать»?

- Если коротко, то дело не в том, сколько ребят после окончания Детской театральной школы свяжут свою жизнь с профессиями театра и кинематографа, культурологического профиля. Важно, чтобы наши выпускники чувствовали себя самодостаточными и уверенными в себе.

Мы учим наблюдать окружающий мир и уметь понимать его - видеть, слышать, думать, жить, а не выживать в предлагаемых обстоятельствах. Когда наши ученики начинают воспринимать мир во всей полноте, они становятся чуткими, социально ответственными, развитыми. На мой взгляд, самая положительная социализация заключается в том, что уроки ДТШ не позволят нашим детям сидеть на заплеванных ступеньках подъезда и бездарно тратить свое время. Отрадно и то, что за 25 лет ни один воспитанник ДТШ не был замечен в нарушении закона. Из наших стен выходят законопослушные граждане и настоящие патриоты.

- В чем выражается патриотизм и как удается его привить?

Наши дети по-настоящему любят родной город и свою страну. Знаете, они никогда не скажут: «Этот город». Они говорят: «наш Мурманск». Они не просто жители города, они - мурманчане. Ведь одно дело, когда ребенок транслирует мысли взрослых, и совсем другое – когда это его внутреннее убеждение.

О любви к Отечеству мы говорим постоянно и исподволь. Репертуар, который мы подбираем для ансамблевого пения, для занятий сценической речью и актерским мастерством, хореографией, опирается не только на лучшие образцы классической и современной детской драматургии, поэзии и прозы, песенной и танцевальной культуры, но и имеет региональный компонент. Репертуар всегда им насыщен и связан с историей города, области. с людьми, которые строили Мурманск, осваивали наше Заполярье. Мы знакомим учеников с творчеством наших поэтов, прозаиков и художников, уделяем большое внимание изучению географии и истории родного края. Сейчас много говорят об антропологии человека театра. Она заключается в осознании и проявлении принадлежности к родной культуре, земле. Возьмем, к примеру, песню «То березка, то рябина…» Когда ребенок ее поет, для него рябина не может быть абстрактной величиной. Это должна быть его рябина, которая растет под его окном. Поэтому перед педагогами стоит сложная задача – помогать ребенку находить такие скрепы, наполнять их смыслом и переживанием. И здесь мы говорим об отложенном эффекте, когда наши уроки окажутся полезными потом, во взрослой жизни, полной соблазнов и испытаний.

- Елена Ивановна, вы говорите о воспитании на уровне очень высоких материй. И коллектив, который так же, как и вы, воспринимает учебный процесс в дополнительном образовании, поистине уникальный. Как удалось его собрать?

- Я помню, как после дипломного спектакля в профессиональном театре, меня просто принудили идти преподавать в училище на театральное отделение, так как там была производственная необходимость в педагогических кадрах. Для меня это была глубокая встряска, это был крах моих амбициозных мечтаний и планов. Но, вместе с тем, я увидела жизнь в другом ракурсе и осталась благодарна этим четырем годам преподавания за уникальный опыт, за контакты, за возможности. У всех, наверно, свой путь в театральную педагогику. И все же, как и в театре, в нашем коллективе удалось совместить две разноплановые задачи – сохранить индивидуальность каждого при том, что театр, читай детская театральная школа, – это коллективное дело.

Конечно, школа – это академизм, обучение. Но чтобы не было стагнации, чтобы не выйти в тираж, преподавателям надо постоянно учиться. Каждый день нужно доказывать и себе, и ученикам, что ты чего-то стоишь. Если хочешь быть в нашей профессии – постоянно работай над собой.

Преподавать – это вообще огромная ответственность. Ведь дети верят всему, что ты скажешь. Поэтому приходится думать над каждым словом. Иначе, если они будут жить в атмосфере тройных стандартов и потеряют веру, то тогда горюшка хлебнут все – и родители, и педагоги. Думаю, это самое сложное в любой педагогике. И учителя ДТШ как раз стремятся соотносить свои слова и поступки, быть честными и убеждать только в том, во что они сами верят. Если для музыканта важно, как он держит смычок, для нас – прежде всего как ты держишь душу.

И в нашем коллективе есть педагоги, которые с детства живут по этим нравственным канонам. Они пришли в ДТШ учениками, потом, получив профессию, вернулись сюда уже педагогами. Кто-то, как и я, поначалу расценивал уход в преподавание как крах, так как мечтал реализовать себя как актер или режиссёр. Но потом приходило понимание, что театральная педагогика – это не про неудачливых актеров, у которых карьера не задалась в театре. Совсем нет! Это интересная и трудная профессия, которая часто не дается великим и талантливым актерам, если они решат преподавать.

Отмечу, что в Детской театральной школе сложился уникальный симбиоз творческого и учебного процесса. Мы учебное заведение, но при этом у нас есть своя театральная афиша, и мы показываем спектакли и для маленького, и для юного зрителя, и для взрослых. В этом тоже заключается уникальность ДТШ.

- Ваши выпускники общаются после окончания Детской театральной школы?

- Наши воспитанники – это родственники на всю жизнь. Бывает, что духовно они становятся ближе, чем с родными братьями и сестрами. Все, кто занимается в ДТШ, это одна семья. Пусть здесь бьются тарелки эмоций, но самое главное, здесь царит искренность. Конечно, это не значит, что все выпускники постоянно друг с другом общаются. Но двое или несколько человек из группы, судя по практике, остаются настоящими друзьями на всю жизнь, несмотря на испытания, проживание в разных городах и занятость в разных, порой совсем не творческих профессиях. Хотя супружеских пар за 25 лет сложилось немного, может, три или четыре.

- Елена Ивановна, наконец начинают уходить в прошлое ограничения из-за пандемии, которые, наверно, сильно отразились за два года на творческой составляющей учебного процесса. Какой же театр без зрителя? Как будете наверстывать упущенное?

- Раньше все репертуарные спектакли проходили в ДТШ под девизом «Дети для детей». Из-за эпидемиологических ограничений, чтобы не смешивать классы, мы были вынуждены сузиться до формата учебных спектаклей. Дети начали терять навыки сценической практики. Мы очень ждем очередной промежуточной и итоговой аттестации, которая принесет рождение новых спектаклей.

Еще надеемся, что, когда ограничения будут сняты, мы вернемся к гастролям по нашей стране и поездкам на пленэр в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник под Вологдой, который ждет нас в сентябре. Сейчас мы обсуждаем возможное участие в фестивалях и конкурсах.

Планируется, что ДТШ будет участвовать в первом фестивале «Арктическая сцена». Его проводит Союз театральных деятелей и Мурманский областной драматический театр под патронатом и содействии правительства региона и министерства культуры Мурманской области. На этом фестивале мы планируем показать спектакли труппы «Дети военного Мурмана» и «Картину по номерам». Будем признательны, если экспертное жюри сочтет необходимым разобрать наши работы, высказать замечания и пожелания. А наши педагоги смогут поучаствовать в мастер-классах, которые будут проводить театральные режиссеры, преподаватели высшей школы Москвы и Санкт-Петербурга.

Лента новостей