Самые читаемые
«В Мурманске публика волшебная»
Чуть более трех лет назад, в самый канун 2010 года, коллектив Мурманской областной филармонии возглавила заслуженный работник культуры России Виктория Чачина. Что удалось сделать за это время, как идет работа над реконструкцией здания, а также о любимых и новых музыкальных проектах Виктория Чачина рассказала в беседе с корреспондентом «Би-порта»
Чуть более трех лет назад, в самый канун 2010 года, коллектив Мурманской областной филармонии возглавила заслуженный работник культуры России Виктория Чачина. За это время заполярные ценители музыки отметили изменения как в содержании работы учреждения, так и в его облике. Что удалось сделать за это время, как идет работа над реконструкцией здания, а также о любимых и новых музыкальных проектах Виктория Чачина рассказала в беседе с корреспондентом «Би-порта»:
- Виктория Владиславовна, Вы возглавили филармонию три года назад. Пришли сюда с определенными задумками – сделать филармонию семейным храмом искусства, организовать больше абонементов. Все ли удалось?
- Чтобы все получалось, как хотелось – это, наверное, невозможно. Чем больше ты хочешь, тем выше планка твоих желаний. Как говорят: много денег, любви, успеха и здоровья не бывает... Так и здесь. Но в принципе, должна сказать, что те задачи, которые я наметила, были выполнены.
Во-первых, важным было повысить статус филармонии, сделать ее самостоятельным учреждением культуры и, прежде всего, получить на баланс это здание, в котором мы чувствуем себя хозяевами и можем здесь каким-то образом наводить порядок. Эта задача выполнена. Руководство области пошло нам навстречу, и мы стали балансодержателями этого здания. Думаю, мурманчане заметили какие-то положительные изменения - хотя они не кардинальные – потому что пока мы и не ставим такой задачи – ведь у нас впереди реконструкция, которая как раз кардинально все и изменит.
Но кое-что мы попытались немного улучшить: в фойе – новое напольное покрытие, удобные пуфики, повесили новые шторы, отремонтировали туалетные комнаты... Снаружи здания появилась подсветка. Кроме того, у нас открылся камерный зал – музыкальная гостиная, где в уютной атмосфере проходят музыкально-литературные встречи, концерты.
И все же главное для нас – зритель, и важной задачей, которую я перед собой поставила, стало расширение нашей аудитории. Творческая политика, которую мы осуществляем, позволяет говорить о расширении этой аудитории, об удовлетворении разнообразных потребностей мурманчан. Ведь восприятие и уровень музыкальной культуры у всех разный: кто-то ходит только на чистую классику, кто-то любит романс, для кого-то предпочтительней джазовое направление. А кто-то любит всё и ходит практически на все концерты.
И я надеюсь, наших зрителей станет еще больше. Ведь многие программы телевидения, наш современный ритм жизни – все это приводит, в конечном счете, к тому, что человек «эмоционально» иссушается. Те самые витамины души он может получить именно через искусство, а музыка - это очень сильная подпитка. Я иногда смеюсь, говорю: «Если коровы под Моцарта удои лучше дают, то понятно, как себя ощущают люди...».
- Мурманчане заметили расширение репертуара, творческой наполняемости афиш филармонии. Как Вы оцениваете выполнение этой задачи?
- На мой взгляд, она также выполнена. У нас увеличилось количество концертов, они стали более разноплановыми. Серьезные проекты дают возможность мурманчанам не чувствовать себя жителями провинциального города. Исполнители, которые бывают в нашей филармонии, в столичных городах собирают аншлаги, причем по ценам в четыре-пять раз выше, чем в Мурманске, и мы это прекрасно понимаем.
Конечно же, возможности концертной афиши помогает расширять сотрудничество филармонии с другими концертными организациями, которые, с другой стороны, не позволяют нам рисковать финансово. В частности, мы сотрудничаем с компанией «Медиа Консалт» в части тех проектов, которые соответствуют статусу, формату наших программ. Одним из них стал концерт оркестра Гленна Миллера, который прошел в конце прошлого года. Это было серьезнейшее событие в музыкальной жизни Мурманска, а с другой – серьезный финансовый риск, на который сама филармония пойти не может.
А вот такие серьезные проекты, в которых участвовали народная артистка России Хибла Герзмава и джазовое трио Народного артиста России Даниила Крамера, народная артистка РФ Т.Гринденко со своим ансамблем камерной музыки - во многом удалось осуществить при поддержке регионального правительства, в том числе, нашего учредителя – комитета по культуре.
Мы начали и сохранили фестиваль камерных ансамблей «Северная Камерата», у которого чисто классическая составляющая. Это, безусловно, благодаря поддержке Министерства культуры РФ.
Вообще, мы очень гордимся тем, что подавляющее большинство концертов в нашей афише – классического направления. Могу сказать, такое – не во всех крупнейших филармониях страны. Я все равно считаю, что в филармонии, прежде всего, должно быть высокое искусство.
Кстати, появление нашей музыкальной гостиной тоже во многом позволило разнообразить афишу. Ведь гостиная подразумевает не только организацию отдельных камерных вечеров. Это еще и возможность местным мурманским музыкантам, людям искусства реализовывать себя в небольших камерных пространствах.
- Если говорить о маленьких мурманчанах, как идет работа с ними?
- Безусловно, нам важно создать максимальную возможность для посещения филармонии детьми, для музыкально-просветительской деятельности - чтобы ходить в филармонию для них само собой стало необходимостью.
Мы в этом плане тоже продвигаемся – так, третий год в филармонии действует абонемент «Большая музыка для детей с родителями», прекрасно работают абонементы «Волшебство оперы», «Что за прелесть эти сказки», «Плоды просвещения». Они знакомят детей, да и их родителей, с лучшими образцами музыки. Мы видим серьезные результаты и по наполняемости зала.
Кроме того, мы приглашаем на концерты ребят из интернатов, коррекционных детских домов. Потому что понимаем, что музыка оказывает на них серьезное положительное воздействие, не только психологическое, но и терапевтическое.
- Изменился ли зритель за три года?
- Зритель стал более разнообразным, его стало больше на концертах. Что бросается в глаза – зритель молодеет, приходит больше молодежи. В прошлом году количество зрителей выросло на 3500 человек. Считаем, что это неплохой результат, и в 2013 году его надо закрепить, а лучше увеличить.
Знаете, что еще интересно? Мы в России привыкли видеть в основном женскую публику – и в театрах, и на выставках. С одной стороны, женщин просто больше, а уж на этих мероприятиях - тем более. И в филармонии такая же ситуация. Но что хочу отметить: на наших концертах стало появляться больше мужчин, причем разных возрастов. Ситуация не очень типичная: когда это джазовый концерт, то тут все ясно, но если это классическая музыка или романс – то это уже интересно. И, безусловно, очень и очень радует.
- Большую роль играет информирование мурманчан. Филармония идет в ногу со временем и активно рекламирует свои мероприятия.
- Да, мы ведем серьезную рекламную кампанию. На телевидении, радио, в троллейбусах, в интернете, на нашем сайте – мы даем информацию, освещаем нашу деятельность.
Я считаю, что это не столько даже реклама филармонии, это решение серьезной социальной задачи. Как я уже говорила, люди, даже которые не ходят в филармонию, все равно слышат о наших концертах, и понимают, что живут в социально благополучном городе, в который приезжают серьезные музыканты, где серьезно занимаются воспитанием и просвещением их детей. Для выработки социального оптимизма это тоже важно.
Приведу пример – некоторое время назад мы давали рекламу на телевидении (а ее стоимость, как вы знаете, довольно высокая) об одном из концертов в музыкальной гостиной. Его давали бывшие студенты Мурманского колледжа искусств, которые сейчас учатся в Англии. Честно говоря, наши затраты на организацию концерта во многом превысили доходы с билетов. Но мы специально пошли на это, потому что хотели, чтобы мурманчане узнали, что их дети, земляки, мало того, что учатся в Англии, но и приехали сюда с концертом. Разве это плохо?
- Давайте теперь поговорим, пожалуй, о самом серьезном на ближайшее время проекте – реконструкции филармонии.
- В ноябре 2012 года состоялся конкурс на разработку проектной документации. Его выиграл Инженерный центр – очень уважаемая проектная организация под руководством генерального директора Андрея Черткова – это бывший институт «Гражданпроект». Я очень рада, что разработкой занимаются специалисты именно этого учреждения, их девиз: «Наши проекты украшают город». По моему мнению, реконструкция филармонии – как раз возможность воссоздать новое здание, которое во многом украсит Мурманск. Уже надоели банки и магазины...
На разработку проектно-сметной документации выделено почти 13,5 миллиона рублей. Реконструкция предполагает значительное увеличение площадей – примерно на 2500 квадратных метров, в том числе за счет создания пристройки во внутреннем дворе. Сейчас филармонии не хватает даже складских помещений, не говоря уже о костюмерных, персональных гримерках или дополнительных репетиционных. Все это появится благодаря реконструкции.
И, конечно же, главное – 11-тонный орган на 38 регистров – немногие залы могут похвастаться таким. Его изготовят специально под наш зал и разместят по обе стороны сцены – это, кстати, позволит не уменьшать зеркало сцены.
- Предполагают ли будущие работы создание условий для маломобильных групп, инвалидов?
- Организовать доступ маломобильных групп населения для нас не менее важно. Планируется создать внутренний лифт, удобные пандусы, санитарную комнату, чтобы они могли полноценно посещать наши концерты.
Хотя мы и в настоящее время с ними довольно активно сотрудничаем, приглашаем на концерты, они имеют льготы. Но прекрасно понимаем, что людям, особенно с ограниченными физическими возможностями, очень тяжело подняться на третий этаж. Реконструкция поможет решить нам и эту задачу.
- Останутся ли в этом году традиционные фестивали, которые проводит Мурманская филармония? Планируются ли новые программы?
- Те фестивали, которые мы начали, обязательно останутся – мы от них не отказываемся.
Напомню, нам очень важна классическая составляющая, поэтому одним из приоритетных считаем фестиваль «Музыкальное приношение», который много лет проводят музыкальная школа № 1 им. А.Н. Волковой (директор Сергей Сорокин), Мурманская филармония и областной комитет по культуре.
В «Музыкальном приношении» выступают лучшие исполнители России, он самый у нас большой, самый наполненный. В этом году он продлится до конца апреля. В гостях у фестиваля уже побывал наш любимец, баянист Айдар Гайнуллин. Состоялся концерт Мурманского филармонического оркестра под управлением дирижера из Аргентины Рамиро Ариста. Совсем скоро выступят заслуженный артист РФ Петр Лаул (фортепиано), народные артисты РФ Игорь Гаврыш (виолончель) и Валерий Пясецкий (фортепиано). В апреле состоятся два концерта с участием талантливого пианиста Михаила Мордвинова.
Еще один фестиваль с чисто классической составляющей – это «Северная камерата», фестиваль ансамблевого исполнительства. Он проводится в ноябре, и одним из участников станет квартет имени Давида Ойстраха (Москва).
Фестиваль «На джазовой волне», который мы проводили с участием и Олега Бутмана (брат Игоря Бутмана), также пройдет в 2013 году. Делаем его интересным, приглашаем оркестр из Москвы «Фонограф» со знаменитым Сергеем Жилиным. Олег Бутман тоже планирует участвовать в фестивале. Будем обязательно проводить «Рождественские встречи». Здесь нашими партнерами выступило Норвежское консульство в Мурманске, и у них большое желание продолжить такой фестиваль.
Ну и, конечно же, «Музыкальное Заполярье» - это наш постоянный фестиваль.
Кроме того, этот сезон очень насыщен программами для детей - ведь практически все наши абонементы являются детскими. Вся абонементная жизнь будет продолжена.
- Планируются ли концерты и фестивали к круглым датам? Например, к юбилею области, 100-летию Мурманска. Многие уже слышали, что приезжает Дмитрий Хворостовский.
- Действительно, сейчас идет подготовка к 75-летию Мурманской области, и в рамках празднования запланирован один концерт Дмитрия Хворостовского. Готовится серьезная программа - привлекается Мурманский филармонический оркестр и камерный хор «Амадеус» под руководством Валерия Иванова.
Кроме того, у нас будет новый фестиваль «Мелодии Арктики». Он посвящен 100-летию Мурманска. Если юбилей будет в 2016 году, это ведь не значит, что все мероприятия должны проходить именно в тот год - поэтому мы проводим его в октябре 2013-го. Сейчас мы находимся на стадии подписания договоров с оркестром «Виртуозы Москвы». Думаю, выступление «Виртуозов» станет большим украшением фестиваля. Оркестр даст два концерта, и один из них будет с Хиблой Герзмава.
По задумке, фестиваль «Мелодии Арктики» не будет проходить ежегодно. Его планируется приурочивать к серьезным датам, потому что он требует большого финансового обеспечения. Здесь нам оказывает большую поддержку правительство области, поскольку ясно, что Мурманску необходимы статусные серьезные фестивали с участием таких музыкантов. Конечно же, есть помощь и федерального центра – Министерства культуры РФ.
- Вы упомянули тех, кто помогает реализовывать музыкальные проекты. Есть ли у филармонии еще какие-либо постоянные меценаты?
- Есть. Например, к нам вернулся «Статойл». В свое время эта компания была партнером филармонии, но потом отказалась о сотрудничества. И вот в 2012 году они к нам вернулись и заключили с нами новое соглашение.
«Севморнефтегеофизика» нас поддерживает в «Северной камерате». Один из партнеров – конгресс-отель «Меридиан», который создает все условия для приема музыкантов. Это очень важно – все известные музыканты, которые приезжают сюда, приятно удивлены комфортными условиями проживания.
Им все здесь нравится. Прежде всего, конечно, зал с хорошей акустикой, инструмент, во-вторых – нравится публика. Кстати, я должна сказать: в Мурманске публика волшебная. И говорю это не только потому, что я патриот. Об этом говорят сами музыканты.
Кроме того, есть у нас постоянные информационные партнеры, чья поддержка также очень важна.
- Как обстоят дела с гастролями музыкантов в область и за ее пределы?
- Наши музыканты часто выступают в совместных проектах – норвежских, финских, ездят по стране в качестве солистов - их приглашают в различные концертные залы. Концерты, как правило, обменные. Вот сейчас мы ждем мужской хор из Вологды – и, наверное, поговорим, кто поедет к ним. Конечно, это определенная школа, в каких-то случаях, престиж для мурманских музыкантов. Ближайшие гастроли запланированы в Норвегию в июне – там любят наш филармонический оркестр. Но все же, я считаю, важнее наладить гастроли внутри области. Признаюсь, пока это туго идет. Мы, ведь, в первую очередь, работаем для просвещения, для достижения определенного уровня культуры в Мурманской области. И у меня задача как у руководителя филармонии, чтобы наши коллективы – а у нас прекрасные коллективы – чаще выезжали с концертами в города и поселки региона.
В настоящее время у нас сложилась плодотворная работа с Кировском. Там создали филармонию школьника – и наши музыканты туда периодически ездят. Кроме того, сейчас филармония принимает участие в проекте «Школьный ранец культур», а я считаюсь его главным координатором. Он предполагает посещение детьми начальной школы филармонии, художественного и краеведческого музеев, драмтеатра и театра кукол.
- Проект уже стартовал?
- Да, в октябре 2012 года. Пока в качестве пилотного. Важно, что в нем участвуют дети из области - Никель с Печенгой, Полярные Зори, Африканда, Кировск. Если они сами не могут к нам приехать, то мы к ним приедем или привезем сюда. Такими проектами мы подставляем плечо школе. Какой бы грамотный и блестящий педагог ни был, но есть профессионалы: к ребятам могут приехать искусствоведы из художественного музея с интересной темой, специалисты музея с краеведческим уроком, музыканты филармонии с целой программой.
Хотелось бы, чтобы проект из пилотного превратился в постоянный.
- Чего не хватает для более плодотворной работы филармонии?
- Вы знаете, мы ограничены в качественном концертном инструменте. Сейчас для сцены у нас два инструмента – один концертный рояль «Стенвей», а другой – «Эстония». В музыкальной гостиной – салонный рояль тоже фабрики «Стенвей».
На сцену необходим второй рояль «Стенвей», в настоящее время мы просто не имеем возможности пригласить сюда серьезные фортепианные дуэты. Например, того же Николая Луганского с Денисом Мацуевым – им обоим нужен хороший инструмент.
- О сроках реконструкции. Когда она должна завершиться?
- По планам она завершится к 100-летию Мурманска - к 2016 году. В этом и следующем году будет готовиться документация, затем ее ждет долгая и серьезная экспертиза, а уже потом должны приступить непосредственно к реконструкции.
Хочу отметить, что пока будут делаться пристройки, внешние работы, концерты в филармонии продолжатся. Так было, когда мы делали музыкальную гостиную – здесь тоже всё колотилось и строилось – мы просто договаривались со строителями о проведении работ в определенное время дня.
Думаю, и во время реконструкции мы будем работать – ведь, в основном, концерты и выступления проходят вечером. Конечно, на какое-то время нам придется покинуть здание – пораньше закончить сезон весной 2016-го, провести внутреннюю реконструкцию помещения – и условно, в ноябре вернуться к концертам в обновленной филармонии.
Беседовала Татьяна Матрехина
Лента новостей
"Лестница на Луну" появилась в Апатитах
14:00 – 14 октября
Трёх человек спасли из терпевшей бедствие лодки в Териберке
13:46 – 14 октября
Санкции негативно повлияли на доходы бюджета Мурманской области
13:17 – 14 октября
Белорусское молоко не станут учитывать в доктрине продбезопасности России
11:55 – 14 октября
Из аптек минимум 25 регионов России исчезли широко применяемые антибиотики
11:41 – 14 октября
Усилить контроль за получателями бюджетных средств планируют в России
11:13 – 14 октября
Житель Оленегорска заплатил 800 тысяч рублей, чтобы продать автомобиль
10:45 – 14 октября