16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
15:18 Понедельник 6 мая 2024

Алексей Веллер, председатель Совета директоров строительной компании «АСМ»: «Финансовый кризис в России продлится до конца 2009 года, его можно и нужно пережить»

9:35 – 22 октября 2008

Над поиском путей выхода из финансового кризиса, затронувшего пока в большей степени фондовые биржи и банки, бьются высокие умы Америки, Европы и России

Над поиском путей выхода из финансового кризиса, затронувшего пока в большей степени фондовые биржи и банки, бьются высокие умы Америки, Европы и России. Но уже совершенно очевидно, что в обозримом будущем этот кризис начнет все более затрагивать реальные секторы экономики. Как долго продлится этот процесс в России? Каких изменений ожидать людям на производстве и в быту? Как себя вести в данной ситуации управленцам и рядовым гражданам и что делать с личными накоплениями, если они есть? С этими и другими аналогичными вопросами, в проекции на строительную отрасль Мурманской области, мы обратились к Алексею Веллеру, председателю Совета директоров строительной компании «АСМ» («АгроСтройМонтаж»), председателю комиссии по экономической политике и хозяйственной деятельности Совета депутатов города Мурманска.

- В период относительно долгой стабильности и плавного экономического роста большинство российских предприятий довольно активно привлекало кредитные ресурсы. Это было удобно, практично и позволяло интенсифицировать объем наращивания услуг и выпуска продукции, проводить модернизацию производства. Предприятия привыкли жить и развиваться по такой схеме, и вдруг - банковский кризис. С Вашей точки зрения, Алексей Борисович, что делать руководителям производств, чтобы выстоять в этот сложный период?

- Все - и предприятия, и обычные люди - в определенной степени будут включены в режим экономии, начнется оптимизация затрат. В российской банковской системе сегодня сложная ситуация. Дай бог государству ее удержать, и оно делает все возможное, принимая беспрецедентные меры. Это позволяет надеяться, что банковская система устоит, обвала не будет. Но сегодня кредитный продукт стал очень дорогим и дефицитным. Я только что вернулся из Москвы, где общался с большим количеством людей – столичными банкирами, коллегами-строителями, крупными застройщиками из других регионов. Как выяснилось, ситуация складывается напряженная. Банковские ставки повысились, и банки в этом обвинять сложно. Они не хотят рисковать, потому что находятся уже на грани. Крупные кредиты можно получить под 25-26 процентов годовых, они могут быть долгосрочными, но станут выдаваться только под суперликвидные активы. Говорить о проектном кредитовании больших строительных проектов не приходится. Застройщикам не хватает оборотных средств, и всем приходится понемногу корректировать свои программы. Строительство называют индикатором развития экономики. Я бы сказал, это инструмент, который обслуживает развивающуюся экономику. Когда она прогрессирует, у предприятий различных отраслей промышленности возникает потребность в реконструкции и модернизации площадей, строительстве новых, люди стремятся приобретать современное, комфортабельное жилье. Если экономика находится в стагнации или рецессии, потребность в строительстве, как инструменте, снижается. Скорее всего, строительная отрасль будет наиболее пострадавшей в финансовом кризисе.

- На этом фоне несколько странным выглядит массовое открытие филиалов банков в областном центре. Главы региональных офисов объясняют такую инициативу своих столичных руководств ростом экономики Мурманской области, доходов населении, а значит потенциальной востребованностью здесь их банковских продуктов. У Вас эта ситуация не вызывает недоумения?

- Нет. Год назад, когда представители столичных банков впервые появились в Мурманске, никто не прогнозировал финансовый кризис в России. Приход крупных столичных банков в регионы в 2007-ом объясним и оправдан. Они развивались и нуждались в расширении клиентской базы. В Москве и Санкт-Петербурге секторы влияния уже поделены, все позиционировано, поэтому банки пришли со своими услугами в глубинку, в том числе - и в Мурманскую область. Первые опасения по поводу грядущей финансовой нестабильности появились только нынешней весной. Когда начались волнения на Западе и стало понятно, что России это аукнется. Но разумные хозяйственники не приостанавливают процесс, когда он уже начат. А он уже шел полным ходом – приобретались помещения под банковские филиалы, проводилась реконструкция, устанавливалось программное обеспечение, прокладывались сети. Поэтому в сентябре и октябре ничего не оставалось, как объявлять об открытии банковских филиалов официально.

Что же касается роста, как вы сказали, экономики Мурманской области, то эти цифры абсолютно сопоставимы со средними по стране, а кое-где даже и отстают.

Возвращаясь к теме строительства, скажу, что эта отрасль будет находиться в непростом положении. Резко сократится объем заказов. Там, где заказчики изыщут возможность дофинансировать уже начатое строительство, объекты будут достраиваться. Владельцы площадей станут добиваться наибольшей эффективности их использования. Возможно, увеличится объем работ по реконструкции. Но о крупных проектах, связанных с капитальным строительством, как я уже сказал, наверное, в ближайшее время придется забыть.

- Недавно образованный государственный Фонд содействия развитию жилищного строительства разве не поможет выправить ситуацию в этой сфере?

- Отчасти – может быть. Повезет тем предприятиям, которые получат средства из этого фонда. Но до этого Мурманской области еще нужно дожить. Пока же, насколько мне известно, дела с оформлением заявок муниципалитетами на получение средств из Фонда содействия развитию жилищного строительства движутся очень медленно.

- Что делать строителям в период вынужденного ожидания? Тем более, что получат эти деньги, как Вы отметили, не все?

- У строительных организаций много разных специализаций. Есть компании, которые специализируются на генподрядных работах. Они строят объекты с нуля, с привлечением массы субподрядчиков. Могут ли такие предприятия перестроиться, условно говоря, на ремонт кровель? Конечно - да, но на изменение специализации потребуется время. К тому же, будет очень печально, если генподрядные компании, которые сегодня стали готовы строить серьезные объекты, опять, как и в 90-х годах, будут вынуждены превращаться в ремонтные организации. Но даже если не будет заказов на крупные подряды, разумный руководитель найдет способ сохранить рабочий коллектив. Он не станет расставаться с профессиональными управленцами, инженерами и рабочими, зная, что кризис – явление временное. Но строительные компании будут вынуждены, чтобы выжить, уходить в ремонты кровель, подъездов и домовых теплосетей. А сфера ЖКХ в этой ситуации выиграет. Туда, на смену гастарбайтерам из азиатских республик, может прийти больше количество профессиональных местных строительных организаций.

- Вашей компании «АСМ», как и некоторым другим строителям, однажды уже удалось выжить в период «дикого рынка» и дефолта. Вы приобрели бесценный опыт, которым, наверное, и воспользуетесь в нынешней ситуации? И, может, им поделитесь?

- Руководитель каждой компании будет поступать так, как сочтет нужным. Мы в 1998 году взяли установку на сохранение рабочего коллектива. Несмотря на обвальный кризис, у нас был неплохой запас материальных ресурсов - на несколько месяцев работы, и немного денег - на банковском счете. Под эти средства выделили 2 фуры и привезли из столицы продукты питания для наших работников. Раздали бесплатно и сказали, что денег на зарплату у нас нет, но есть запас материалов на 3-4 месяца работы. Если нам верите – оставайтесь. Когда ситуация выправится - долги вернем. Никто не уволился. Через некоторое время «АСМ» за работу стали поступать деньги. На них вернули долги поставщикам и работникам по зарплате. Пошли дальше. Кстати говоря, за 17 лет работы компании её специализация менялась в зависимости от экономической ситуации. Начинала «АСМ» с промышленного строительства, но в конце 80-х - начале 90-х годов его объем скатился до нуля. Стали менять специализацию на ремонт и реконструкцию. Работали в этой сфере до 1998 года, набили руку. После кризиса, в 2000 году можно было уже говорить об улучшении экономической ситуации в компании и росте показателей. Мы опять стали возводить объекты капстроительства, среди них – современные высотные административные здания. На улице Коминтерна - бывшее здание Морской космической связи «Севрыбы», на проспекте Ленина - деловой центр «Жемчужина» с ЗАГСом, областной Институт судебно-медицинской экспертизы - на улице Радищева. Сейчас возводим жилищный комплекс «Премьер». Сегодня, как и в дефолтовом 98-ом, у «АСМ» тоже сохранились запасы материалов на складе на 3-4 месяца работы. С зарплатой все будет в порядке - финансовые запасы тоже есть.

В кризисе нельзя останавливаться - это моя позиция, иначе ожидает развал компании. И тогда будет бессмысленно бегать по судам, высуживать деньги у контрагентов - это ни к чему не приведет. К сожалению, в период экономического кризиса в бизнес-среде всегда возникает еще одна проблема - это кризис доверия. Приведу пример на собственном опыте. В последние годы «АСМ» хорошо сработалась с поставщиками материалов из Москвы и Питера. Обычно нам отпускали их без предоплаты, а по факту отгрузки выставляли счета, которые тут же оплачивались. Сегодня поставщики нам говорят: «Господа, ничто так не укрепляет доверие, как 100-процентная предоплата». Но тогда уже я начинаю задумываться: «Предположим, мы сделаем предоплату, а где гарантия, что этот товар есть у поставщиков на складе?» И это только одна из множества возникающих сегодня производственных и межличностных проблем.

А на местном рынке стройматериалов не хватает. Многие мои коллеги, да и мы тоже, брали в лизинг современное оборудование, теперь оно дорожает. К тому же, лизинг надо обслуживать. Получается, ты должен отказаться от уже приобретенной техники либо платить за нее большие деньги. Добыть же дополнительный кредитный ресурс сейчас сложно.

- Российские аналитики сегодня делают предположения о возможных сокращениях людей на производстве и переводе части зарплат тех, кому удастся сохранить рабочие места, в «тень». Каково Ваше мнение относительно такого расклада?

- Я не думаю, что будут массовые сокращения. Если останется хоть какая-то работа, никто не оставит опытного работника без куска хлеба. Это сволочной подход, по людям «режут» только в последнюю очередь. Проблему с зарплатой каждый производственник решает для себя сам.

Несомненно, начнется оптимизация затрат. К примеру, мы ранее планировали поездку нескольких сотрудников «АСМ» на выставку в Китай, это стоит полмиллиона рублей. Сейчас приняли решение от участия в этой, безусловно, интересной и полезной в профессиональном отношении выставки отказаться. Полмиллиона рублей пригодятся на более необходимые нужды. А в Москве, например, некоторые банки отказались от ежедневного обновления живых цветов в своих холлах и кабинетах. Да, это имидж, но и статья расходов достаточно большая. Имидж банка из-за отсутствия живых цветов если и пострадает, то незначительно. А вот обслуживающая его небольшая флористическая контора лишится хороших доходов в одночасье. Все немножко расслабились в период стабильности и стали позволять себе излишества. Теперь придется туже затянуть пояса.

- И надолго?

- Я думаю, 2009 год будет нелегким, но его можно пережить, если мы все приспособимся, а россиянам к этому не привыкать. А потом дела должны пойти вверх. Во всяком случае, с точки зрения востребованности жилья и цен на него. В Мурманске цены на жилье будут расти, и они уже растут. Стоимость квартир будет зависеть от того, насколько северяне сочтут целесообразным вкладывать свои накопления в недвижимость. Спрос на нее в какой-то момент может стать ажиотажным.

- Вы считаете, у северян есть такие большие накопления?

- Имеются достаточные, чтобы позволить себе такие приобретения. Мурманская область в общероссийском рейтинге доходов уверенно держится если не в первой пятерке регионов, то очень близка к ней.

- Это как средняя температура по больнице?

- Все так, но факты говорят сами за себя. Я это вижу по росту числа звонков в наш офис по вопросу приобретения квартир в жилом доме «Премьер». Они увеличились кратно. У северян есть определенные накопления - при стабильных курсах валют много людей держали деньги в банках. Понятно, что ставка банковского депозита чуть-чуть отстает от процента инфляции, но, по крайней мере, это сохранение того, что ты заработал. Если ты хочешь рисковать, то играешь на рынке ценных бумаг или в ПИФы. Но в этом секторе экономики пока все проиграли, даже в среднесрочной перспективе. Можно ожидать всплеска инфляции, ведь дополнительные деньги влиты в экономику по всему миру. А увеличение в обороте денежной массы, как известно, ведет к инфляции. Доверие к банковской системе колеблется. Куда вкладывать средства? В недвижимость. После 1998 года первой восстановилась цена именно на нее. За год с небольшим она восстановилась и рванула вверх. Сейчас будет то же самое. Кризис не бывает вечным. А в России - 140 миллионов населения, люди где-то проживают, питаются, одеваются, заводят детей и платят за их обучение. Образование - тоже, кстати, одно из перспективных вложений, наряду с покупкой жилья. А золото, бриллианты – это условное мерило ценностей. Экономика виртуальна, реален продукт.

- Квартиры в строящемся жилом комплексе «Премьер», по Вашим словам, продукт вполне реальный.

- Да, «Группа компаний «АСМ» закончит этот проект. Наша кредитная линия будет продолжать обслуживаться. Банковская ставка, правда, повышена, но в разумных пределах. Это неизбежно, но и мы повысим цену на свою продукцию. Кроме того, финансирующий нас ОАО «ДнБ НОР Мончебанк» подтвердил, что при той степени готовности объекта, которая есть, он будет продолжать выдавать ипотечные кредиты. Многие банки, кстати сказать, это делать перестали.

- Мало того, что ипотека в России - недешевая и плохо востребованная, так этот кредит еще и выдавать перестали?

- 12 процентов годовых – ставка по ипотеке не очень высокая. Ипотека в России не была соответствующим образом раскручена, но это, как видим, и хорошо, в противном случае банковский кризис ударил бы по людям еще больнее.

Возвращаясь к проекту жилого дома «Премьер». Мы проанализировали, сколько еще осталось потратить денег на достройку, на какую сумму заключены контракты с будущими жильцами, сколько требуется материалов. Вывод оптимистичный: финансирование на 2009 год по этому объекту есть, мы данный проект завершим.

- Как Вы пояснили на недавней презентации одного из этапов строительства этого жилого комплекса, еще не все квартиры приобретены потенциальными жильцами. При том росте цен, который ожидается, не может оказаться так, что часть площадей все же будет невостребованной? Ваши клиенты, сделавшие 100-процентную предоплату, будут обязаны вносить за свое жилье дополнительные суммы?

- Вы вторгаетесь в ту область, которая называется коммерческой тайной. Но я отвечу. Контракты заключались по-разному. Кто-то внес 100 процентов оплаты, другой взял рассрочку на полгода и год. Пока ни один наш клиент не сорвал платеж. Человек вправе отказаться от заключенного контракта, но тогда он заплатит неустойку. Тем, кто подписал договор и начал осуществлять платежи, жильё будет передано на тех условиях, на которых заключен договор. А вот будущим клиентам, скорее всего, придётся платить дороже.

- Вы говорили о прогнозируемом росте цен на жилье. Но есть и другое мнение – они упадут.

- Сегодня все живут такими ожиданиями. В Москве цены на жилье, возможно, и упадут. Серьезные аналитики прогнозируют максимальное снижение цены на столичное жилье - на 20-25 процентов. За счет московского рынка так называемых спекулятивных квартир, объемы которого достигают 30-40 процентов. Это те квартиры, которые приобретались не для проживания, а инвестиционные, приобретенные людьми на свои свободные средства с целью перепродажи с учетом высокой динамики роста цены на жилье. Теперь москвичи будут от него избавляться, возвращая себе деньги, потому что многие брали под его покупку кредиты. Некоторое время сохранятся стабильные цены на жилье, а потом последует сумасшедший рывок вверх - к моменту окончания кризиса, концу 2009 года.

В Мурманске спекулятивных квартир нет. Люди приобретают их для себя, своих детей и внуков. Может быть, есть небольшой объем маленьких однокомнатных квартир на вторичном рынке, куда северяне вкладывали лишний капитал. Но нет предпосылок к тому, чтобы цена на жилье на Севере снизилась, тенденция только к увеличению. Она совершенно объяснима. Для строительства привлекаются кредиты, и это отразится на себестоимости. Нам придется принимать дополнительные неординарные шаги, связанные с поставками материалов и зарплатами, что тоже не приведет к уменьшению цены. Плюс кратное увеличение рисков. Комплекс этих экономических предпосылок говорит о том, что стоимость жилья пойдет вверх. К тому же, у нас в стране во все годы прослеживалась такая тенденция: если цена поднялась, то обратно не упадет. Даже если на мировом рынке она снизится, на внутреннем останется прежней. Тому пример: цены на нефть на мировом рынке и стоимость авиационного керосина на внутреннем. Только позиция российского президента, которую он недавно высказал, может исправить эту ситуацию, касающуюся сегодня только топлива. Государство, как бы оно к этому ни стремилось, не в силах вникнуть во все нюансы экономики.

- Возвращаясь к вопросу строительства в Мурманской области социального жилья, как Вы считаете, приход в региональное правительство в качестве профильного министра Виталия Меженина, долгие годы возглавлявшего одну из крупнейших и опытных строительных компаний «Мурманскпромстрой», поможет выправить ситуацию в этой области с учетом финансового кризиса?

- Мы знаем с Виталием Ивановичем друг друга много лет. Я его уважаю, как профессионала, хоть он мне и конкурент. Но на самом деле мы коллеги. Не так уж много на территории Мурманской области строительных организаций, способных строить что-то серьезное. Одна из них - «Промстрой», которую возглавлял Виталий Меженин. Кстати, он один из первых рискнул и стал работать в качестве застройщика. После назначения Виталия Ивановича министром строительства я с ним пока не встречался и его планов не знаю. Какую позицию он будет занимать, как двигать процесс, насколько он свободен в принятии решений – мне сегодня неизвестно и потому ответить на Ваш вопрос сложно. Но в том, что Виталий Меженин, как профессиональный строитель, будет твердо осознавать, чем он занимается и какого результата от этого стоит ожидать, я уверен. Пока же ситуация с жилищным строительством на Севере очень сложная. В год сдается всего по 30-40 тысяч квадратных метров жилья. С такими темпами намеченного плана жилищного строительства в Мурманской области на среднесрочную перспективу нам не вытянуть.

Лента новостей